Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Решение проблемы модернизации современного образования требует усовершенствования содержания личностно ориентированного образования, создания новейших технологии обучения, направленных, в частности, на преодоление проблем у тех детей, которые нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, или не охвачены дошкольным образованием вовсе.
По оценкам ВОЗ, во всем мире 1 ребёнок из 100 имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. При этом речь идет о среднем показателе, и показатели распространенности аутизма. регистрируемые по данным различных исследовании, варьируются в широком диапазоне. Тем не менее, согласно результатам некоторых авторитетных контролируемых исследований, реальные цифры гораздо выше. Распространенность аутизма во многих странах с низким и средним уровнем дохода неизвестна. У мальчиков аутизм диагностируется в три раза чаше, чем у девочек. По данным ВОЗ, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%.
Проблема развития речевой коммуникации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС) становится все более актуальной, потому что она связана с вопросами их общего развития, с особенностями среды воспитания, обучения, со спецификой деятельности родителей по созданию благоприятных условий.
Для развития детей с РАС образование является важнейшим фактором реализации личностного потенциала, средством исправления разнообразных аутистических нарушений, одним из путей интеграции в социум. Взрослые люди, которым посчастливилось получить образование и профессию в специально созданных для этого условиях, подтверждают необходимость и значимость образовательного процесса в их жизни.
Большим потенциалом в речевом развитии дошкольников с РАС обладают продуктивные виды деятельности, в частности изодеятельность.
Цель исследования: развитие речи дошкольников с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью изобразительной деятельности.
Объект исследования: речь дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: изодеятельность как средство речевого развития дошкольников с РАС.
Гипотеза исследования: для формирования речи у дошкольников с расстройством аутистического спектра необходима программа, направленная на развитие желания взаимодействовать и положительного отношения к подражанию, мотивации к использованию ими речи, импрессивной и экспрессивной, умений взаимодействовать и использовать речь в соответствии с ситуацией. Реализовать такую программу можно с использование продуктивных видов деятельности, в частности изодеятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Провести обзор отечественных и зарубежных исследований по проблеме РАС;
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с расстройством аутистического спектра;
3. Изучить изодеятельность как средство речевого развития дошкольников;
4. Провести эмпирическое исследование по развитию речевой коммуникации у дошкольников с РАС посредством использования изодеятельности.
Эмпирическая база исследования – МДОБУ детский сад комбинированного вида № «113» г. Сочи.
В эксперименте приняли участие 14 детей дошкольного возраста с РАС. Наиболее характерные их особенности: нарушение социального взаимодействия (неспособность адекватно контактировать с другими). отсутствие эмоциональной коммуникации с окружающими. отсутствие интереса к обмену информацией, эмоциями.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка используемой литературы, приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования речевого развития дошкольников с РАС
1.1. Особенности речевого развития дошкольников с РАС
В современных условиях проблема инклюзивного образования приобретает все большую значимость. Это обусловлено тем, что количество детей с различными недостатками психического развития увеличивается. Исследования ученых С. А. Морозова, О. С. Никольской, А. Ф. Шапошниковой, Л. В. Шаргородской направлены на создание образовательной среды, включающей поддержку и сопровождение особенных детей.
Одним из нарушений психического развития ребенка является расстройство аутистического спектра, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникациях. Как отмечают исследователи, эмоционально-волевое и познавательное развитие детей с аутизмом значительно отличается от обычных детей.
Признаками аутизма у ребенка являются избегание взгляда в глаза; низкая способность к выражению эмоций; однообразные действия в поведении ребенка; сниженная коммуникативная функция речи.
Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка впоследствии возникнут проблемы взаимодействия с другими людьми. Чтобы минимизировать риски речевого и психического развития ребенка, необходимо оказание психологической помощи ребенку и коррекционная работа логопеда.
Впервые аутизм как один из кардинальных феноменов шизофрении был выделен E. Bleuler в 1911 г. В 1943 г. L. Kanner описал ранний детский аутизм (РАС) как обособленное расстройство шизофренического спектра. В МКБ-9 (1987) РАС относился к кругу психозов детского возраста. В МКБ-10 (1999) был введен новый раздел – «Общие расстройства психологического (психического) развития» (F84), а также предложена новая систематика аутистических расстройств в детском возрасте, рассматривающихся теперь в указанном разделе.
Международная классификация болезней (МКБ) 10-го пересмотра (1999)
F84. Общие расстройства психологического (психического) развития.
F84.0 Детский аутизм (начало от 0 до 3 лет):
- аутистическое расстройство;
- инфантильный аутизм;
- инфантильный психоз;
- синдром Каннера.
F84.1. Атипичный аутизм:
- атипичный детский психоз (начало между 3-5 годами);
- умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.
F84.2. Синдром Ретта.
F84.5. Синдром Аспергера.
В рубрику «детский аутизм» (ДА) (F84.0) включены аутистические состояния эндогенного генеза, развивающиеся в период от рождения до 3 лет жизни, в том числе аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера. Перечисленные состояния близки или идентичны РАС в верификациях, принятых в других странах.
В этот же раздел внесен ряд расстройств, рассматриваемых в рубрике «атипичный аутизм» (АА) (F84.1.). К ним относят атипичный психоз и умеренную умственную отсталость (УМО) с аутистическими чертами. В самостоятельные рубрики выделены синдромы Ретта (F84.2) и Аспергера (F84.5). Как можно видеть, подходы к классификации аутизма в детстве изменились, стало общепризнанным положение о гетерогенности аутизма у детей. При этом одни формы аутизма, такие как ДА, атипичный психоз, синдром Аспергера, можно отнести к расстройствам эндогенного происхождения, другие – различные виды умеренной умственной отсталости с аутистическими чертами, синдром Ретта – к расстройствам хромосомного и обменного генеза.
В исследованиях многих стран, где изучают распространенность аутизма у детей, указывается, что он встречается примерно в 3-6 случаях на 10000 детей. Кроме этого стало известно, что у мальчиков в 3-4 раза он обнаруживается, по сравнению с девочками [6].
Многие авторы считают, что причиной появления аутизма является недостаточность центральной нервной системы. В настоящее время существует множество гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации, а также проводится ряд интенсивных исследований по их проверке, но однозначных ответов пока нет.
В трудах В.А. Гиляровского отмечается, что аутизм является своеобразным нарушением сознания самого «Я» и всей личности в целом, при этом нарушаются и совокупность нормальных установок к окружающей действительности.
Для детей с РАС характерна болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, звуковым, температурным, световым. Поэтому окружающая среда, нормальная для здоровых детей, для детей с аутизмом является постоянным источником эмоционального дискомфорта. Эти особенности необходимо учитывать при организации занятий с такими детьми. Например, у ученицы страдает слух, поэтому нужно избегать нахождения с ней в шумных местах, там, где играет музыка.
Помимо «ухода в себя», у таких детей нередко наблюдаются сильный страх по отношению к различным раздражителям или переменам в окружающей обстановке, а также вспышки агрессии или аутоагрессии, т. е. причинение вреда самому себе, что особенно сильно проявляется в начале адаптационного периода, так как включение в общеобразовательное учреждение становится для них сильным стрессом.
Современные исследователи говорят о системном характере нарушения, который проявляется в особых трудностях аффективного, когнитивного и социального развития детей с РАС, особенностях восприятия, речевого, моторного развития.
Также отмечается, что при общих характерных проблемах этих детей (которые отражаются в клинических критериях определения этого типа психического дизонтогенеза) наблюдается разнообразие вариантов аутистического развития. В отечественной специальной психологии была разработана классификация детского аутизма (О.С. Никольская), которая является основой для дифференциальной психолого-педагогической диагностики и коррекционной помощи таким детям [12].
Даже в случае менее глубоких форм аутизма существуют особенности таких детей, затрудняющие их обучение в инклюзивном классе общеобразовательной школы, среди них:
1. выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия;
2. трудности организации деятельности и поведения, в частности учебной деятельности, особенно в ситуации фронтальных занятий;
3. трудности принятия нового; отсутствие активного и гибкого взаимодействия не только с окружающими людьми, но и с окружающей средой в целом;
4. выраженная неравномерность и специфика развития психических функций;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс]. URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/vvedenie_v_psih_teoriyu_autizma.pdf
2. Афонькина Ю.А., Бурцева А.В., Кузьмичева Т.В., Рыжкова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: международный опыт, научный концепт и современная практика: коллективная монография / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева, И.В. Рыжкова, А.В. Бурцева. - Красноярск: Науч.-инновационный центр, 2015. - 211 с.
3. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика [Электронный ресурс]. URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=108&vol=2000
4. Ватина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: методическое пособие / Е.В. Ватина, Н. Н. Журавлева; Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Соликамский гос. педагогический ин-т». - Соликамск: СГПИ, 2012. - 67 с.
5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - 400 с.
6. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. - М. - 2005.124 с.
7. Горбик Е.О. Значение тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях / Специальное образование. 2016. - №12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-tyutorskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-realizatsii-inklyuzivnoy-praktiki-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah
8. Гох А.Ф., Черенёва Е.А., Черенёв Д.В. Теория и практика инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 110 с.
9. Гринина Е.С. Современные подходы к коррекции расстройств аутистического спектра/ Е.С. Гринина// Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов [Электронный ресурс]. — Режим доступа — / https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27261522_34580209.pdf
10. Гринспен, С. На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 43 с.
11. Довбня С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью [Текст] / С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. – СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с.
12. Загуменная О. В. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами аутистического спектра [Текст]: методическое пособие / под общ. ред. А. В. Хаустова – М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 141 с.
13. Ильина Л. Всемирный день распространения информации об аутизме [Электронный ресурс]. URL: http://director.edu54.ru/node/59404
14. Инвалидность при аутизме // ABA теория и практика [Электронный ресурс]. — Режим доступа — URL: https://aba-kurs.com/invalidnost-priautizme/
15. Карпенкова И. В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития: курс лекций. - М.: ЦРИД "Наш солнечный мир", 2017. 114 с.
16. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы. Автор: И.В. Карпенкова. 2010. - 88 с.
17. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского науч.-метод. семинара. - М.: АПКиППРО, 2009.
18. Комплексные доказательные вмешательства при раннем аутизме [Электронный ресурс]. — Режим доступа — /https://research.autism.help/researches/dokazatelnye-kompleksnyevmeshatelstva-pri-rannem-autizme
19. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] /Н.Л. Коновалова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2000. – 232 с.
20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. 167 с.
21. Лиф, Р. Идет работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме / Р. Лиф, Д. Макэкен. ИП Толкачев, 2016. 608 с.
22. Логинов Д.А. Тьюторство в условиях модернизации и стандартизации системы образования в России / Международный студенческий научный вестник.2015. -№ 5 - URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=l3915
23. Лори Фрост, Энди Бонди. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. Издательство: Теревинф, 2011. - 372 с.
24. Манелис Н.Г., Волгина Н.Н., Никитина Ю.В., Панцырь С.Н., Феррои Л.М. Организация работы с родителями детей с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 94 с.
25. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Е. А. Вишнякова. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. – 66 с.
26. Методические рекомендации с моделями тьюторского сопровождения по обучению детей с ОВЗ / сост. Е. А. Вишнякова. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. - 66 с.
27. Морозов С. А., Морозова Т. И. К 30-летию Общества помощи аутичным детям «Добро» // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 68–71
28. Морозов С.А. Современные подходы к коррекции детского аутизма. Обзор и комментарии. - М. Книга. 2010. 104с.
29. Мухина С. Е. Парциальность познавательных способностей младших школьников: на примере зрительной и слуховой модальностей: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 20 с.
30. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе. - М.: "Чистые пруды", 2006.
31. Никольская О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме // Альманах №19 «Детский аутизм: пути понимания и помощи» – №19, 2014
32. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014. – 288 с.
33. Никольская О.С., Костин И.А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра // Дефектология. – № 6. – 2015. – С. 17–26.
34. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / отв. ред. С.В. Алёхина; под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с.
35. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения; учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич [и др.]; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. - Минск: БГПУ, 2016. - 98 с.
36. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - Москва: Издательство Института практической психологии: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
37. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации для учителей начальной школы / под ред. Е. В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 84 с.
38. Рубина Л. П., Фесенко Ю. А. Самуил Семенович Мнухин – основатель Ленинградской-Петербургской школы детских психиатров [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2014. № 3 (26)
39. Фрит У. Аутизм и модель психического [Электронный ресурс]. URL: https:// www.aspergers.ru/node/117
40. Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) [Текст]: руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонди. - М.: Теревинф, 2011. - 416 с.
41. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А. В. Хаустов. - М.: ЦПМССДиП, 2010. - 87 с.